Мимишка » 16 апр 2016, 01:12
отзыв о спектакле 09 февраля 2016 года
Мы проходим то мимо, то мимами
Сквозь немые умы свои мнимые.
Сквозь массовки, масонские ложи и –
В темень темечка, в тело прихожее
Одинаково непохожие,
Одинаково
Нелюбимые…
самая ожидаемая для меня премьера! я, пожалуй, ничего еще не ждала так сильно и так долго... еще когда только начались разговоры об этой постановке, то я уже хотела увидеть спектакль... и каждое очередное узнавание в копилку ощущений все больше и больше добавляло плюсов... для меня в этой постановке слилось воедино практически все, что можно: любимый режиссер, любимые актеры, безумно понравившаяся пьеса, невероятная пластика и на финале внезапно стихи и решение постановки... даже дата премьеры в моей жизни оказалась неслучайной - любимый театр сделал лучший подарок к моему дню рождения:)
спектакль поставлен на основе одноименной пьесы испанского драматурга Антонио Вальехо... спектакль о "незрячих"... хотя не так... Вальехо в пьесе взял остро социальную проблему: жизнь и ощущение, понимание себя в мире для слепых людей... взял и на невероятном конфликте развернул на буквально считанном числе страниц пьесы бездонные глубины этой темы...
казалось бы, когда Владимир Александрович Богатырев брал этот материал, то его уже самого было достаточно для того, чтобы постановка прозвучала, но Богатырев похоже не был бы Богатыревым, если бы остановился на готовой драматургии))) но об этом позже... сейчас же хочется, в первую очередь, именно о пьесе...
прочитала ее еще в сентябре и с тех пор осталось чувство какого-то откровения: пьеса очень сильная и очень страшная... это тот случай, когда невозможно выбрать так называемую "свою" сторону, потому как нет тут, на мой взгляд, ни положительных, ни отрицательных персонажей... их тем более нет в той интерпретации, которую сегодня я увидела в Черной комнате РАМТа...
один из главных героев, который "приносит войну" в устоявшийся мир остальных героев пьесы... он ведь, несмотря ни на что, не отрицательный, он даже, пожалуй, единственный по-настоящему живой персонаж на фоне всех этих будто зомбированных "незрячих"... они в самом деле как солдаты отдают честь и выполняют команды, для них директор интерната - не просто уважаемый учитель, он для них вождь и они готовы идти за ним до конца... во всем... и в самом буквальном смысле этих слов...
и этот новый пришедший человек разрушает их мир, потому что не готов принимать свою слепоту как нечто обыденное, не готов жить лишь на 10%, он просто ХОЧЕТ ВИДЕТЬ!!! и его появление разрушает весь этот искусственно созданный марионеточный мир... и даже его уход... даже его уход уже не останавливает запущенную машину, потому что "ничего на самом деле не кончилось"...
пьеса и прекрасная, и страшная одновременно... при этом она дает невероятную возможность для создания блестящих актерских работ... я как-то безусловно поверила в то, что у любимого театра все обязательно получится... поскольку играть слепых - это или провал, или гениально... о провале же я даже не думала... и все вышло гениально... хотя безусловно сейчас есть шероховатости еще, но все придет со временем: и сыгранность, и двери, и костюмы;)
вообще, когда вот ТАК ждешь спектакль, да еще с ТАКИМИ ожиданиями, какие были у меня, то немного гложет червячок сомнения, что может не так сильно понравится, но тут случилось обратное: мне понравилось даже больше, чем я ожидала, спектакль вышел много лучше, поскольку он получился, как минимум, гораздо больше, чем пьеса...
и тут вернемся к Богатыреву, который непостижимым образом сумел такую многосложную пьесу сделать лишь верхним слоем, при этом даже не основным... вся пьеса легла в придуманную и созданную Богатыревым конструкцию мира слепых, как я думаю... мир искаженный, мир изнаночный, мир, где сегодня "Дух" поддержит тебя, а завтра будет наблюдать за тем, как кто-то кого-то подслушивает, пусть и случайно... один Игнасио всегда помнил, что в этом мире кто-то все же видит... так вот та, потусторонняя роль Изнаура для меня, пожалуй, даже не дух, а "Глаза" - он все видит, он все понимает, он вездесущ, и вездезряч...но он один... и в этой конструкции мира внутри слепого человека, мира "Глаз", мира стихов, мира волшебного света, струящегося из книги,которую не выпускает из рук главный герой, который хочет видеть, искаженного мира карикатурных слепых, похожих на Лису Алису и Кота Базилио, на основе этого мира Богатырев показывает нам эту пьесу, высокохудожественно вплетая ее туда...
в этом безусловно неоценимый вклад Изнаура Орцуева, который поставил всю пластику в спектакле... если изначально для меня было очевидным, что пластику необходимо ставить просто в контексте того, что актеры должны будут играть слепых людей, то сейчас я понимаю, что дело не только в этом, а в первую очередь, именно в той основной конструкции, на которую все нанизано как бусины... нитка стихов, пластики, голосов, смыслов...
если стихи привнесли в спектакль массу философии, то пластика и такие вещи, как костюмы, грим, шляпы, развешенные декорации добавили невероятное количество символики в спектакль...
вообще здесь нельзя ни на секунду расслабиться... под конец спектакля я поняла, что за все 1.40 я ни разу даже не попыталась поменять позу, в которой сидела... и по-моему забывала, как дышать... при этом непрестанно работает голова... этот спектакль невозможно смотреть бездумно... при этом его очевидно надо смотреть не один раз, поскольку все слои, все подтексты, все смыслы просто нереально осознать за один раз... иногда хотелось закрыть глаза и просто слушать, чтобы оценить-ощутить этот текст именно в этот момент (тем более, что все стихи были в прекрасном исполнении Юрия Трубина:), но в то же время это было просто нереально сделать, поскольку и происходящее на расстоянии вытянутой руки на сцене приковывало взгляд непрестанно...
конечно же, этот спектакль еще и замечательные актерские работы! это Саша Розовская и Маша Турова, от которых невозможно оторвать глаз, но при этом их взгляды невозможно поймать, поскольку они смотрят в никуда, у них по сути нет взаимодействия с партнером, однако же ты веришь им безусловно в каждый момент в каждой эмоции...
это Алексей Бобров, который совсем для меня сегодня по-другому раскрылся: такого спектра эмоций я у него просто никогда не видела... и опять же - этот отсутствующий взгляд...
это Александр Девятьяров, который, конечно же, как влитой в это роли... и... он в ней действительно настоящий... а за монолог у звездного неба - мое браво!
это Наталья Чернявская, которая в спектакле существует довольно незаметно до финальных сцен... но на финале... у нее, пожалуй, самый серьезный конфликт в пьесе - конфликт не только внешний, но и внутренний... как единственный зрячий персонаж она многое видит и по сути ей решать, что делать с той информацией, которая известна ей одной... и в случае, например, с одеждой... и в более серьезных моментах...
Юра Трубин - как же он меня сегодня порадовал! я очень переживала, что роль небольшая и мало будет времени для раскрытия, но тут... и роль получилась замечательная, и та, вторая его ипостась... все стихи, все пластичные моменты... это еще надо рассортировать, понять, осознать, разложить по полочкам, поскольку очень-очень много всего... но в этом столько таланта, столько мастерства... я была счастлива, что могу подарить цветы и поблагодарить за это чудо:)
Изнаур Орцуев - мой убийца тут! как он это все придумал, поставил, сам сделал и всех научил - я не знаю, но это прекрасно! мои цветы, мои аплодисменты - этого будет просто мало! я преклоняюсь перед его личным мастерством, но эта работа показала, что он может делать это дальше личного пространства и это будет прекрасно, полно смысла и значения... сцена с книгой, переворотами, руками и кольцом вокруг ног Юры - одно из самых больших потрясений от спектакля... каждая сцена падения у стола... и вот этот персонаж "Глаз", который везде и нигде... и даже если его глаза закрыты, то это вовсе не означает, что он не видит... по сути Изнаур сыграл по меньшей мере три роли и каждую со своим характером...
я вернусь, обязательно вернусь на этот спектакль, я уже готова стульчик поставить там в уголке и приходить на каждый следующий... я даже не знаю сейчас, хочу ли я расшифровать для себя все подтексты, раскрыть смысл и задумки авторов спектакля, или просто сохранить для себя это чудо... я еще не решила, но, как я имела сегодня честь сказать Владимиру Александровичу спасибо за выбор пьесы и такую постановку, так и напишу тут - это обязательно надо увидеть... хотя бы раз...