РОССИЙСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР

Форум официального сайта

В пылающей тьме

Посмотрел - расскажи!

В пылающей тьме

Сообщение Lady_Mary » 03 мар 2016, 12:17

Аватара пользователя
Lady_Mary
Администратор
 
Сообщения: 516
Зарегистрирован: 26 окт 2011, 01:10

Re: В пылающей тьме

Сообщение Icegry » 10 апр 2016, 16:07

Отзыв о премьере.

Наверное, самая долгожданная премьера этого сезона - спектакля я начала ждать с того момента, как прочла пьесу.
В итоге Богатырёв своей постановкой порушил мне всё её восприятие, которое и так было неоднозначным.
Но это даже здорово, потому что я теперь много раз постараюсь сходить на "Пылающую тьму", чтобы разобраться в ней. Что хотел сказать автор, а что режиссёр. Что увижу там я, а что другие зрители.
А в первый раз испытанное ошеломление, конечно, трудно разложить по полочкам. Тем более что это типичный Богатырёв - множество слоёв, множество символов...
Попытка приблизиться к спектаклю в первый раз.

Итак, элитное учебное заведение для слепых, школа, в которой все абсолютно счастливы... И один-единственный ученик, не желающий признавать себя счастливым и забыть о возможности зрения.
Ещё на этапе прочтения пьесы было ясно, что это не будет история об инвалидах, хотя можно, конечно, и только этот пласт с неё считать - может быть, многие так и сделают.
Но зрение - оно, в общем, разное бывает. И у слов "слепой" и "зрячий" тоже значений больше одного.
Так или иначе, при трактовке пьесы Вальехо у меня изначально получилась "вилка". Кто же Игнасио - пророк или искуситель? И что он делает - способствует изгнанию героев из рая? Или же они, напротив, как те гномы в воображаемом сарае, отказывающиеся признать, что вокруг них на самом деле Нарния?
Ни то, ни другое верным не является. Изгнание из рая? Но после гибели Игнасио жизнь для всех, кто был к нему так или иначе близок, немедленно возвращается в прежнее русло. Всех, кроме одного. Свет истины? Но физического прозрения Игнасио тоже никому принести не может... хотя для одного человека после всей этой истории начинают существовать звёзды - пусть он их и не видит.
Получается, что вся "Пылающая тьма" не столько про Игнасио, сколько про того, второго человека - про Карлоса.
Он кажется самым непоколебимо уверенным в своей правоте - и он единственный изменился. Убив Игнасио, он как бы сам занимает его место - теперь стремиться к звёздам будет он.
И это стремление неутолимо. "Я знаю, что, будь у меня зрение, я умер бы от горя, что не могу до них добраться".
Стремление к большему, а не фальшивое и надуманное счастье, которого на самом деле нет.
В спектакле Богатырёва нет ничего даже близко похожего на рай. С самого начала оптимистичная песенка про то, что всё наладится, вызывает настороженность, а уж после... Радость и оптимизм здесь совершенно обязательны, все остальные чувства и мысли - совершенно обесценены. Но при этом и радость с оптимизмом, на которых держится школа, насквозь фальшивы, и чем дольше пребывает там Игнасио, тем очевиднее это становится. Любовь - ненастоящая, просто потому, что так полагается здесь (без любви человек несчастен, следовательно, когда мальчики признались нам в любви, мы стали счастливы - но что это за "они признались нам в любви", ведь любовь - это между двоими, какие тут могут быть "они" и "мы"). Это не любовь, а зависимость - по крайней мере, таковой она становится для Хуаны и Элисы. Фальшь, фальшь искуственно радостных чувств и улыбок, и самым фальшивым выглядит Карлос.
Может быть, потому, что в нём-то и есть этот внутренний надлом, благодаря которому он единственный действительно поймёт Игнасио.
Может быть, потому он и пытается яростнее всех защищать свой искусственный благополучный мир.
В котором единственным подлинным чувством на самом деле является страх - страх утратить благополучие.
Но и Игнасио не так прост и однозначен. С одной стороны, он, как пророк, несёт людям истину. И отец, отправляя его в эту школу, будто знает заранее, что сын там погибнет, и чуть ли не знает, как именно.
Только вот Игнасио так же слеп, как и остальные.
А что происходит, когда слепой ведёт слепых?

Игнасио слеп не только физически. Одно его поведение с Хуаной говорит о том, что он слеп к чужим чувствам, он, якобы любя её, убеждает её в том, что и она любит именно его, не давая ей возможности ни почувствовать, ни понять что-либо самой.
Это была жутковатая сцена, потому что при всей искренности и страсти Игнасио выглядело оно как немножко изнасилование. Моральное.
И позже, когда появляются директор с Карлосом, Игнасио начинает действовать с Хуаной так же, как Карлос - как с неодушевлённым предметом. Как с куклой.
Он её привязывает к себе, но это такая же нездоровая привязанность, как к Карлосу.

Кстати, разговор с Карлосом о том, что в хорошо знакомой школе, по которой тот ходит без трости, на пути тоже может попасться внезапное препятствие (которое сам же Игнасио и создаёт, переставляя стол с привычного места), вызвал у меня ассоциации с неким разговором на Патриарших о том, управляет ли человек своей жизнью. Вроде бы всё правильно, только вот разговор ведётся с дьяволом.
И сам Карлос говорит, что то, к чему зовёт Игнасио - это ад.
Не так всё просто с Игнасио...
И всё-таки он единственный, кто помнит о чужих видящих глазах.
А Карлос - не помнит и не думает о том, что его поступок на спортивной площадке может увидеть из окна зрячая донья Пепита.
"...а преступник и не думает о том, что кто-то может его увидеть. Мы всегда забываем о чужих видящих глазах".

Нет, школа для слепых со стороны не напоминает рай. Скорее секту - или гетто.
Убеждая Игнасио в том, что слепые ничем не отличаются от зрячих, Карлос приводит - а точнее, повторяет за директором - аргументы, которые говорят против него, и вишенкой на торте здесь - браки со зрячими, которые для Карлоса (и для директора, и для всех остальных) - достижение...
Выходит, они сами ставят себя ниже по иерархии?
Да он бросит тебя ради любой зрячей девушки, говорит Игнасио Хуане - и не то чтобы он был неправ.
Да ещё эта их форма, и приветственный жест, и выстраивание в шеренги...
Фашизмом от этого несёт даже на эмоциональном уровне.
Игнасио - единственный, кто формы не носит, и как пример его дурного влияния упоминается в том числе и то, что ученики тоже как-то прохладно стали к форме относиться.
(Так, чего доброго, и строем ходить перестанут, а потом заявят о равных правах).

Спектакль очень красив. В нём потрясающее музыкальное оформление (Богатырёв вообще всякий раз выбирает какую-то очень правильную для меня музыку), изумительная пластика (спасибо Изнауру Орцуеву, это было офигенно).
Разве что первый ряд - чересчур вплотную. Второй или даже третий лучше, а в первом трудно было всю картинку (порой довольно сложную) взглядом сразу охватить. По той же причине (очень уж всего много, и близко) не успела пока уловить роль персонажей Орцуева и Трубина в сценках-интермедиях. Но стихи Трубин читает замечательно.
Девятьяров невозможен, Игнасио у него и вполовину не так раздражает, как при чтении пьесы, он действительно искренен и вовсе даже не фанатик... и при этом не однозначно положителен. И действительно увлекает за собой, ему трудно не верить.
Хуану играла Розовская, к которой я и в принципе неровно дышу, да и роль ей на редкость удалась. Они с Туровой составили прекрасный дуэт - горячая эмоциональная Хуана и внешне холодная и жёсткая Элиса, у которой даже слёзы текут по совершенно каменному лицу.
Совершенно не представляю при этом на месте Розовской Прокофьеву. Вот Аронс Элисой могу представить, а Прокофьеву Хуаной... По-моему, она для неё холодновата. Впрочем, уже скоро будет шанс это узнать.
Бобров в роли Карлоса очень интересен, хотя вначале и трудно было его принять - во-первых, не привыкла видеть его таким металлическим, во-вторых, он казался фальшивым... пока не стало ясно, что эта фальшь исходит от персонажа, а не от актёра.
И насколько восхитительна Чернявская в роли доньи Пепиты, особенно в последней сцене!
Замечательный спектакль. Очень глубокий. Для многократного просмотра и осмысления. Для того, чтобы думать, и сомневаться, и спорить с собой и другими.
Таким и должен быть настоящий театр.
Icegry
 
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 13:17

Re: В пылающей тьме

Сообщение Мимишка » 16 апр 2016, 01:12

отзыв о спектакле 09 февраля 2016 года

Мы проходим то мимо, то мимами
Сквозь немые умы свои мнимые.
Сквозь массовки, масонские ложи и –
В темень темечка, в тело прихожее
Одинаково непохожие,
Одинаково
Нелюбимые…

самая ожидаемая для меня премьера! я, пожалуй, ничего еще не ждала так сильно и так долго... еще когда только начались разговоры об этой постановке, то я уже хотела увидеть спектакль... и каждое очередное узнавание в копилку ощущений все больше и больше добавляло плюсов... для меня в этой постановке слилось воедино практически все, что можно: любимый режиссер, любимые актеры, безумно понравившаяся пьеса, невероятная пластика и на финале внезапно стихи и решение постановки... даже дата премьеры в моей жизни оказалась неслучайной - любимый театр сделал лучший подарок к моему дню рождения:)
спектакль поставлен на основе одноименной пьесы испанского драматурга Антонио Вальехо... спектакль о "незрячих"... хотя не так... Вальехо в пьесе взял остро социальную проблему: жизнь и ощущение, понимание себя в мире для слепых людей... взял и на невероятном конфликте развернул на буквально считанном числе страниц пьесы бездонные глубины этой темы...
казалось бы, когда Владимир Александрович Богатырев брал этот материал, то его уже самого было достаточно для того, чтобы постановка прозвучала, но Богатырев похоже не был бы Богатыревым, если бы остановился на готовой драматургии))) но об этом позже... сейчас же хочется, в первую очередь, именно о пьесе...
прочитала ее еще в сентябре и с тех пор осталось чувство какого-то откровения: пьеса очень сильная и очень страшная... это тот случай, когда невозможно выбрать так называемую "свою" сторону, потому как нет тут, на мой взгляд, ни положительных, ни отрицательных персонажей... их тем более нет в той интерпретации, которую сегодня я увидела в Черной комнате РАМТа...
один из главных героев, который "приносит войну" в устоявшийся мир остальных героев пьесы... он ведь, несмотря ни на что, не отрицательный, он даже, пожалуй, единственный по-настоящему живой персонаж на фоне всех этих будто зомбированных "незрячих"... они в самом деле как солдаты отдают честь и выполняют команды, для них директор интерната - не просто уважаемый учитель, он для них вождь и они готовы идти за ним до конца... во всем... и в самом буквальном смысле этих слов...
и этот новый пришедший человек разрушает их мир, потому что не готов принимать свою слепоту как нечто обыденное, не готов жить лишь на 10%, он просто ХОЧЕТ ВИДЕТЬ!!! и его появление разрушает весь этот искусственно созданный марионеточный мир... и даже его уход... даже его уход уже не останавливает запущенную машину, потому что "ничего на самом деле не кончилось"...
пьеса и прекрасная, и страшная одновременно... при этом она дает невероятную возможность для создания блестящих актерских работ... я как-то безусловно поверила в то, что у любимого театра все обязательно получится... поскольку играть слепых - это или провал, или гениально... о провале же я даже не думала... и все вышло гениально... хотя безусловно сейчас есть шероховатости еще, но все придет со временем: и сыгранность, и двери, и костюмы;)
вообще, когда вот ТАК ждешь спектакль, да еще с ТАКИМИ ожиданиями, какие были у меня, то немного гложет червячок сомнения, что может не так сильно понравится, но тут случилось обратное: мне понравилось даже больше, чем я ожидала, спектакль вышел много лучше, поскольку он получился, как минимум, гораздо больше, чем пьеса...
и тут вернемся к Богатыреву, который непостижимым образом сумел такую многосложную пьесу сделать лишь верхним слоем, при этом даже не основным... вся пьеса легла в придуманную и созданную Богатыревым конструкцию мира слепых, как я думаю... мир искаженный, мир изнаночный, мир, где сегодня "Дух" поддержит тебя, а завтра будет наблюдать за тем, как кто-то кого-то подслушивает, пусть и случайно... один Игнасио всегда помнил, что в этом мире кто-то все же видит... так вот та, потусторонняя роль Изнаура для меня, пожалуй, даже не дух, а "Глаза" - он все видит, он все понимает, он вездесущ, и вездезряч...но он один... и в этой конструкции мира внутри слепого человека, мира "Глаз", мира стихов, мира волшебного света, струящегося из книги,которую не выпускает из рук главный герой, который хочет видеть, искаженного мира карикатурных слепых, похожих на Лису Алису и Кота Базилио, на основе этого мира Богатырев показывает нам эту пьесу, высокохудожественно вплетая ее туда...
в этом безусловно неоценимый вклад Изнаура Орцуева, который поставил всю пластику в спектакле... если изначально для меня было очевидным, что пластику необходимо ставить просто в контексте того, что актеры должны будут играть слепых людей, то сейчас я понимаю, что дело не только в этом, а в первую очередь, именно в той основной конструкции, на которую все нанизано как бусины... нитка стихов, пластики, голосов, смыслов...
если стихи привнесли в спектакль массу философии, то пластика и такие вещи, как костюмы, грим, шляпы, развешенные декорации добавили невероятное количество символики в спектакль...
вообще здесь нельзя ни на секунду расслабиться... под конец спектакля я поняла, что за все 1.40 я ни разу даже не попыталась поменять позу, в которой сидела... и по-моему забывала, как дышать... при этом непрестанно работает голова... этот спектакль невозможно смотреть бездумно... при этом его очевидно надо смотреть не один раз, поскольку все слои, все подтексты, все смыслы просто нереально осознать за один раз... иногда хотелось закрыть глаза и просто слушать, чтобы оценить-ощутить этот текст именно в этот момент (тем более, что все стихи были в прекрасном исполнении Юрия Трубина:), но в то же время это было просто нереально сделать, поскольку и происходящее на расстоянии вытянутой руки на сцене приковывало взгляд непрестанно...
конечно же, этот спектакль еще и замечательные актерские работы! это Саша Розовская и Маша Турова, от которых невозможно оторвать глаз, но при этом их взгляды невозможно поймать, поскольку они смотрят в никуда, у них по сути нет взаимодействия с партнером, однако же ты веришь им безусловно в каждый момент в каждой эмоции...
это Алексей Бобров, который совсем для меня сегодня по-другому раскрылся: такого спектра эмоций я у него просто никогда не видела... и опять же - этот отсутствующий взгляд...
это Александр Девятьяров, который, конечно же, как влитой в это роли... и... он в ней действительно настоящий... а за монолог у звездного неба - мое браво!
это Наталья Чернявская, которая в спектакле существует довольно незаметно до финальных сцен... но на финале... у нее, пожалуй, самый серьезный конфликт в пьесе - конфликт не только внешний, но и внутренний... как единственный зрячий персонаж она многое видит и по сути ей решать, что делать с той информацией, которая известна ей одной... и в случае, например, с одеждой... и в более серьезных моментах...
Юра Трубин - как же он меня сегодня порадовал! я очень переживала, что роль небольшая и мало будет времени для раскрытия, но тут... и роль получилась замечательная, и та, вторая его ипостась... все стихи, все пластичные моменты... это еще надо рассортировать, понять, осознать, разложить по полочкам, поскольку очень-очень много всего... но в этом столько таланта, столько мастерства... я была счастлива, что могу подарить цветы и поблагодарить за это чудо:)
Изнаур Орцуев - мой убийца тут! как он это все придумал, поставил, сам сделал и всех научил - я не знаю, но это прекрасно! мои цветы, мои аплодисменты - этого будет просто мало! я преклоняюсь перед его личным мастерством, но эта работа показала, что он может делать это дальше личного пространства и это будет прекрасно, полно смысла и значения... сцена с книгой, переворотами, руками и кольцом вокруг ног Юры - одно из самых больших потрясений от спектакля... каждая сцена падения у стола... и вот этот персонаж "Глаз", который везде и нигде... и даже если его глаза закрыты, то это вовсе не означает, что он не видит... по сути Изнаур сыграл по меньшей мере три роли и каждую со своим характером...

я вернусь, обязательно вернусь на этот спектакль, я уже готова стульчик поставить там в уголке и приходить на каждый следующий... я даже не знаю сейчас, хочу ли я расшифровать для себя все подтексты, раскрыть смысл и задумки авторов спектакля, или просто сохранить для себя это чудо... я еще не решила, но, как я имела сегодня честь сказать Владимиру Александровичу спасибо за выбор пьесы и такую постановку, так и напишу тут - это обязательно надо увидеть... хотя бы раз...
Мимишка
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 18:58


Вернуться в Спектакли текущего репертуара



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group • Русская поддержка phpBB
Theme created by StylerBB.net
cron