РОССИЙСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР

Форум официального сайта

Кот стыда

Посмотрел - расскажи!

Кот стыда

Сообщение Lady_Mary » 03 мар 2016, 16:06

Аватара пользователя
Lady_Mary
Администратор
 
Сообщения: 516
Зарегистрирован: 26 окт 2011, 01:10

Re: Кот стыда

Сообщение Icegry » 10 апр 2016, 16:13

Отзыв о премьере.

Об этом спектакле можно говорить бесконечно и копья ломать по поводу его содержания тоже. Потому что очень легко спроецировать происходящее на сцене на себя - и понеслось.
Но про всяческие проблемы я довольно много написала месяц назад, впервые "Кота стыда" увидев.
Получилось чрезвычайно мрачно.
Ну примерно такая картинка и сложилась у меня в голове, когда я прочла пьесы - "Кот стыда" Таи Сапуриной, "Март" Ирины Васьковской и "Ба" Юлии Тупикиной.
При этом было понятно, что про тлен и безысходность Марина Брусникина не поставит. Но что это получится тогда - вторая "Лада"?
Оказалось, нет.
С одной стороны, "Кот стыда" противоположен "Ладе" - там цельные натуры и русская деревня, здесь - город и типичные издёрганные городские жители со своими неврозами. Пусть даже внешне от города только вид за окном (именно такой вид открывался из моего окна первые девять лет моей жизни, там разве что фонаря не было).
И при этом сходство между спектаклями определённо есть.
Это тепло и любовь. Любовь к каждому из героев спектакля, любовь всех их друг к другу - пусть даже они совершенно не умеют её проявлять, но она есть, есть же.
И поэтому настолько правильно было сделать "Кота стыда" смешным. Смех не оставляет места безысходности, смех даёт надежду. Мы такие и есть - смешные нелепые человечки, не знающие, что делать друг с другом и своей жизнью.
Особенно, конечно, с точки зрения кота.

Наверное, не обязательно дружно вставать и идти признаваться друг другу в родственных чувствах и любви.
Наверное, не обязательно даже звонить родным прямо сейчас среди ночи.
Может быть, хорошо уже, когда ты вдруг понял и поверил, что эта любовь есть.
Не знаю.

Премьерный спектакль оказался для меня очень пронзительным, потому что есть в нём крючочки, цепляющие за семейную историю - которую я совершенно не собираюсь тут рассказывать.
Но в груди щемило.
Виноваты в первую очередь Ковалёва и Керин.
У Максима совершенно неожиданно любимой для меня ролью оказался "дедушка, которого уже нет" - портрет дедушки, который в посте про прогон я сгоряча обозвала "мебелью" :)
На самом деле это совершенно чудесный дедушка, который именно что есть. Пусть даже без единого слова (не считая финальную реплику) - мало того, что он совершенно живой на портрете, но он ведь единственный, с кем у героини Даши Семёновой постоянно есть контакт (ну не считать же кота, которому этот контакт на фиг не сдался!), с кем она встречается взглядом как с живым, кто действительно видит, что с ней происходит... и всех остальных тоже видит, но вот его воспринимает только "первое лицо", Даша, и когда бабушка тоже оказывается на этом портрете, наконец внучка может поговорить и с ней.
Вообще это потрясающе, потому что ничего подобного я от этой роли не ждала. У Максима и Лёша замечательный, давно хотелось посмотреть, как он играет кого-то откровенно неприятного, но дедушка на портрете - это что-то особенное просто. И слова там не нужны.

Превращение Дарьи Семёновой из молоденькой девушки в немолодую женщину - прямо на сцене, никакого грима, очки и ободок как деталь весьма условная, из вчерашнего подростка в без пяти минут старуху превращает актрису что-то другое, неуловимо изменившееся выражение лица - и перед нами другой человек, вообще не имеющий ничего общего с героиней первой пьесы! Фантастика.

У Нелли Уваровой совершенно балетные руки.

Мария Рыщенкова - просто моя любовь в этом спектакле, настоящая бабушка в первой части и молодая женщина в третьей; вообще в возрастных ролях в "Коте стыда" нет ни единой нотки фальши, хотя играет их сплошь молодёжь.

Но Анна Ковалёва - это просто потрясение, настоящая бабушка, Бабушка, Ба. Я ещё и сидела удачно, так что часть её рассказа о её жизни досталась непосредственно мне; демонстративно помирающего с тоски Лёшу хотелось стукнуть чем-нибудь тяжёлым по голове (кажется, единственные аплодисменты посреди действия как раз Керин с Ковалёвой этой сценой и сорвали). В её глазах - настоящее, тёплое и родное. Первый ряд опасен, потому что хотелось встать и её обнять иногда.

Виктор Панченко - это, несомненно, настоящий Кот, с этой буддийской отрешённостью и снисходительным взглядом на смешных человечков вокруг.

Да все, все прекрасны. Невозможно кого-то выделить - поразительно равнозначный и сыгранный актёрский ансамбль. Боже, как я люблю спектакли, которые не ставятся под одного-двух актёров, где сильны и абсолютно на своём месте все, вне зависимости от того, сколько текста содержит роль.
Да, мне не нравится программка, я считаю, что она содержит спойлеры х)))
Мне не очень нравится афиша, потому что я в принципе не особо люблю, когда туда попадают лица актёров, по-моему, это сильно простит.
Я честно признаюсь, что не очень понимаю название.
И мне не нравится, как завили Янину Соколовскую х)))
Больше я ни к чему придраться не могу, правда.
Это великолепный спектакль, для меня - первая настоящая премьера этого сезона.
Он... он не как "Лада" (хотя на "Ладу" после него очень захотелось!), после него нет солнышка внутри, но есть что-то такое - грустная радость, или радостная грусть... в общем, что ж мы смешные-то такие все, несчастливые счастливцы, не плохие и не хорошие, обычные нескладные люди.
И как хорошо жить, особенно когда есть кого любить.
Вот как-то так.
Icegry
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 13:17

Re: Кот стыда

Сообщение Icegry » 10 апр 2016, 16:16

И ещё один отзыв.

Спектакль идёт на Большой сцене в формате "Ничьей" (зрители тоже находятся на сцене спиной к залу, занавес открыт).
Условная квартира - диван, стол, холодильник, две двери. Окно с видом на соседний блочный дом. За окном будут меняться погода и время суток, а во втором действии и вовсе будет твориться фантастика: огромная луна размером в обе створки появится, например. А на поклонах - изображения всех артистов, занятых в спектакле; это, видимо, чтобы добить тех, кого ещё песенкой про уток не добило.
В любом случае большая часть пространства условна и дорисовывается воображением.
Потому что и квартиры, и дома такие всем знакомы... и уж точно знакомы модели взаимоотношений людей, живущих в этих домах.
Сообщество "Дети-травматики" приветствует вас.

Когда читала пьесы, почему-то в голове расположила их в другом порядке; было ясно, что "Ба" станет завершающим аккордом, но вот первым в голове отчего-то стоял "Март" (на самом деле, конечно, потому, что первым его и прочитала); это повлияло на общую тональность воображаемого спектакля, в голове у меня он сложился весьма мрачным и тяжёлым.
На самом деле порядок пьес такой: первое действие - "Кот стыда" и "Март", второе действие - "Ба".
Тяжёлым в каком-то смысле спектакль действительно будет, потому что чем-то да заденет если не во время действия, то уже постфактум. У каждого на душе есть свои раны, царапины и ссадины, полученные в сражениях между поколениями в семье. И, думаю, неважно, что в спектакле Брусникиной акцент делается на женскую линию этих взаимоотношений (дочь - мать - бабушка). Дело же не в этом, в конце-то концов.
Дело в том, что любовью можно спасти, а можно задушить на фиг, и никто лучше самых близких родственников с этим не справится.
Наверное, поэтому их проще любить на расстоянии.
... и всё-таки "Кот стыда" оказался ещё и светлым и уморительно смешным. Пусть даже местами это смех сквозь слёзы.

Первая пьеса - собственно "Кот стыда" - начинается с того, что все говорят одновременно и очень быстро. (Где уж тут услышать друг друга).
И это на самом деле самая обычная семейная ситуация. Взросление и невозможность отделиться, чувство стыда из-за того, что ничего не можешь дать взамен (взамен нужно - себя; но это невозможно, понятное дело). Утекающее сквозь пальцы время, про которое ты понимаешь, что оно уходит и вот уже скоро к портрету дедушки на стене (Керин чрезвычайно обаятельно играет мебель) присоединится бабушка. И всё равно нет сил сделать шаг навстречу - ни у одной стороны. Любовь есть, нет умения её проявить.
- Почему вы ничего не рассказывали?
- Вы не спрашивали.
- Почему вы ничего не рассказывали?
- Вы не спрашивали.
Замкнутый круг, и в героине Даши Семёновой узнаёт себя каждый второй.
В пьесе была люто ужаснувшая меня роль брата, состоявшая из трёх реплик, что ли.
То, что с ней сделал Тарас Епифанцев, описанию не поддаётся.
Панченко может просто сидеть на диване, и всё равно уже понятно, что он и есть тот самый кот, с которым разговаривает Дашина героиня, потому что с людьми невозможно, аааааа.
(Модели взаимоотношений с матерью, предложенные многочисленными "девушками брата" в исполнении Ани Ковалёвой, ничем не лучше. Создаётся ощущение, что выхода нет вообще. Рвать пуповину всегда больно).
У мамы-Соколовской есть ухажёр, которого не было в пьесе, но он есть на сцене (лучи любви Дмитрию Кривощапову).
Почему мы не умеем отделяться друг от друга, почему, чтобы любить, надо врастать друг в друга корнями и щупальцами и душить?
Простите за идиотскую метафору.

"Март" при чтении показался мрачной страшилкой, на сцене это оказалась очень узнаваемая и, пожалуй, страшно узнаваемая модель взаимоотношений имени "отдай свою жизнь маме".
"Моя мама - директор мира".
В маму превращается только что бывшая повзрослевшей дочкой Семёнова, дочь Маша - Нелли Уварова, её муж Миша - Дима Кривощапов.
Любовь, которая убивает на самом деле, даже сам дом превращая в кладбище - теперь портретами покойных родственников завешена чуть ли не половина стены (бесшумно проходящий через сцену Керин в роли всех покойных родственников разом), в марте в комнате стоит наряженная ёлка, которую не надо выкидывать, потому что она навевает уют; "здесь всё как при тебе, Машенька", "мама, почему ты не хочешь думать, что я умерла и являюсь тебе как призрак"; много-много-много разговоров о смерти, даже потенциальная новая пассия мужа Миши (пожалуй, вот в этой роли Соколовская понравилась мне больше всего) окружена исключительно покойниками, человек, у которого все умерли или "должно быть, тоже умерли"...
Любят, да. Действительно любят же. Только заживо мумифицироваться можно от такой любви, от которой все ассоциации - смерть и похороны. Пожалуй, единственный выход - и правда уйти в никуда в шинели и валенках на босу ногу.
И иногда являться за деньгами, потому что как же такой любовью не попользоваться. Да, я не люблю героиню.

Вы не поверите, но это правда очень смешно.
Подумалось тут, что если ситуация "Кота стыда" вполне житейская и любому знакома, то "Март" - это то негативно-абсурдное, во что она может развиться.
"Ба" всё развернёт в нужную колею - хотя именно эта пьеса вызвала у нас больше всего споров.
На первый взгляд она действительно о бесцеремонном вмешательстве бабушки (Ковалёва!!!) в жизнь внучки.
Только я вот упорно считаю, что все изменения, произошедшие в итоге в жизни внучки-Рыщенковой, были результатом её собственного выбора, а отнюдь не действий бабушки. Бабушка лишь слегка подтолкнула то, что и так неминуемо должно было произойти.
Можно, конечно, всю жизнь жить под дурацкой выдуманной фамилией, стыдясь себя и своего происхождения, с человеком, который на самом деле тебя не любит и которого на самом деле не любишь ты. Смеясь не своим смехом.
Ну и чего хорошего. Особенно если идиллический кавалер готов сбежать от тебя к маме при первом же раздражителе - не бабушка, так другая причина нашлась бы сбежать. Может ли быть долговечным выдуманное, искусственно сконструированное счастье? А вот не знаю. И спектакль вам ответа не даст, кстати.
Нового кавалера Оля Скотинкина aka "Предвечная" нашла себе сама, и этот кавалер (Епифанцев) вполне себе ставит бабушку на место когда надо, в отличие от бесхребетного Лёши (Керин).
Желание её жить с бабушкой тоже совершенно не выглядит для меня внезапно вспыхнувшим - оно постепенно и закономерно развивается с самого начала.
И первый звонок матери за пятнадцать лет.
И живые воспоминания о людях в противовес фотографиям покойников в первом действии...
Дело не в том, что надо срочно пойти, со всеми примириться, вернуться к корням и жить в Сибири в покосившейся избе.
Дело в том, чтобы принять себя - с фамилией, смехом и прошлым.
Здесь примирение с мамой и бабушкой - это примирение с собой.
И никто не говорит, что они правы во всём. Или ты права во всём.
Просто жить лучше свою жизнь, а не чужую.

На самом деле для меня весь "Кот стыда" в первую очередь про это, а не про семейные отношения.
Про собственную жизнь и собственный выбор.
Наверное, каждый видит в "Коте" то, что самое важное и больное в первую очередь для него.

Нет универсального выхода. Нет и не может быть. Как не может быть универсального и единственного верного жизненного опыта.
Поэтому ситуации в "Коте" такие похожие - и такие разные.
Поэтому ни на одну из них нельзя ориентироваться вообще.
Icegry
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 13:17


Вернуться в Спектакли текущего репертуара



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group • Русская поддержка phpBB
Theme created by StylerBB.net
cron