РОССИЙСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР

Форум официального сайта

Кролик Эдвард

Посмотрел - расскажи!

Кролик Эдвард

Сообщение Lady_Mary » 03 мар 2016, 16:26

Аватара пользователя
Lady_Mary
Администратор
 
Сообщения: 517
Зарегистрирован: 26 окт 2011, 01:10

Re: Кролик Эдвард

Сообщение Icegry » 10 апр 2016, 16:05

Отзыв о премьере.

Разве может история кончиться счастливо, если в ней нет любви?

"Кролик Эдвард" - это такой специальный спектакль, который рекомендуется детям старше восьми лет.
А взрослым нет, потому что они там впадают в истерику и начинают вести себя неадекватно.
В смысле, получают психологические травмы и рыдают как ненормальные.
Ну или это только с психически неустойчивыми взрослыми происходит.
Шутка.
Но в каждой шутке есть доля шутки, как известно.
Из подслушанного перед спектаклем - слова очень серьёзной маленькой девочки как раз лет восьми: "И вообще это совсем не детская книга".
Да нет, она как раз детская. Просто правильная детская книга написана не хуже, чем для взрослых, и имеет смысловые пласты, уже взрослыми и считываемые.
То же правило работает для правильного детского спектакля. Это спектакль для всех.
"Кролик Эдвард" - именно такой спектакль.

Кажется, в нём задействованы все возможности Большой сцены РАМТа - поворотный круг, видеопроекции, проплывающий над залом белый кораблик... Иногда всего этого кажется даже слишком много. Потому что я консервативный зритель и видеопроекции не люблю, они мне думать мешают. Поэтому местами они казались лишними.
А местами без них было никак не обойтись.
Какой потрясающий тёмный лес! Какая волшебная книга-декорация с совершенно живыми иллюстрациями!
Да пусть, пусть всё это будет, это очень современно, органично и прекрасно воспринимается детьми.
А для взрослых там другое есть.
Собственно, я потому и начала с того, что показалось мне минусом, чтобы больше никаких минусов уже не касаться.

Однажды в доме на Египетской улице жил кролик...

Не знаю, стоило ли до последнего скрывать участие в спектакле замечательных кукол авторства Марии Утробиной. (Самый настоящий Эдвард - точь-в-точь как на иллюстрации в книге!)

По-моему, их фотографии можно было бы хоть сотнями размещать в интернете, и это не было бы спойлером.
Потому что ни одна фотография не отражает взаимодействия с Эдвардом-куклой Эдварда-артиста - Виктора Панченко.
А волшебство-то в этом! Панченко - это и есть душа фарфорового кролика Эдварда; вначале холодный, надменный, сам будто фарфоровый - и постепенно оживающий, по-настоящему страдающий и любящий... и всё это так тонко и так ювелирно сыграно, настолько сдержанно (иначе и нельзя!) и при этом глубоко...

Панченко не удивил, но потряс.
Не удивил, потому что чего-то такого я и ждала, эта роль - совершенно для него.
Потряс - потому что иначе невозможно; не привыкла я к такой игре в спектакле для детей. Совсем по-взрослому, без скидок на возраст зрителя - и именно поэтому по-настоящему.

И чем живее становится Эдвард, тем менее кукольной выглядит сцена. Ведь изначально она совершенно игрушечная, точно увеличенный во много раз кукольный домик (восторженное "ах!", прокатившееся по залу), и живёт там красивая куколка-Абилин и её совсем игрушечные родители.

... и только на поклонах сообразительный индеец Зоркий Глаз, сидевший, попрошу заметить, по центру первого ряда, осознал, что маму-то играла Саша Аронс, которую я в этой роли, честное слово, не узнала; а какой чудесный папа-Тарас!
И Пелегрина.
Она же рассказчица - она и рассказывает всю эту недетскую сказку Эдварду и нам. (И единственный персонаж, который с самого начала будет обращаться к Эдварду-Панченко, а не Эдварду-кукле).
Любимая моя Татьяна Шатилова - за такую большую роль для неё Рузанну Мовсесян хочется просто обнять. Такое счастье, честное слово.

Итак, первый акт поначалу кажется совсем игрушечным и детским (хотя и невероятно красивым)... но вот совсем не по-детски щемит сердце от колыбельной рыбака и его жены, Лоренса и Нелли, Андрея Бажина и Татьяны Весёлкиной. И звёзды - они совсем настоящие; и любовь Лоренса и Нелли настоящая, и тепло настоящее... и ты остаёшься с этим щемящим чувством в сердце, когда Лолли уносит Эдварда на помойку, а занавес закрывается.
(И не в помойке же дело, а в том, как Панченко произносит имена тех, кого Эдвард успел полюбить - Лоренс, Нелли).

А вот вторым актом меня убило буквально насмерть - до такой степени, что "детский" слой я перестала видеть вообще, это была история лично для меня, как следует проехавшаяся по больным местам - и при этом до такой степени про надежду, что куда там "Алым парусам".
Про то, как хочется повторять имена тех, кто много значит в твоей жизни.
Абилин, Нелли, Лоренс, Бык, Люси...
Замечательные бродяга-Епифанцев и его собака Люси-Аронс - и вновь тепло, и звёзды, и песня Быка...

Про отчаяние и одиночество.
"Жаль, что я не умею плакать".
Про невозможность помочь тому, кого любишь.
"Будь у него крылья, он бы взмыл высоко-высоко в небо и полетел над всем миром туда, где воздух чист, свеж и сладок. И он бы взял с собой Сару-Рут. Он держал бы её на руках. И уж конечно, поднимись они вверх, высоко-высоко над миром, она бы смогла дышать, совсем не кашляя".

Удивительная крошка Сара-Рут - вновь Саша Аронс; и её старший братишка, Брайс - до глубины сердца поразивший меня Сергей Печёнкин; никогда его таким не видела, не видела такой пронзительной игры, вначале сдержанной, но идущей от самого сердца заботы, стремления защитить сестру, отчаянного желания ей помочь - и при этом отчаяния, потому что она обречена... И вновь колыбельная, и звёзды, и желание, загаданное на падающую звезду всеми троими...
"Однажды жил на свете кролик, который любил маленькую девочку и видел, как она умерла".
О смерти.
О самопожертвовании.
"Твой друг отказался от тебя ради того, чтобы ты жил".
Прощание Брайса с Эдвардом - это одна из самых сильных сцен спектакля, до слёз, буквально на разрыв сердца, и при этом сыгранная только глазами, потому что Печёнкин смотрит в глаза Панченко, Брайс смотрит на живого Эдварда, не на Эдварда-игрушку... Прощание навсегда.
"Не уходи. Ну пожалуйста. Не уходи".
Об отчаянии.
"Я покончил с надеждами. Я покончил с любовью. Это слишком больно".
О надежде.
"Ты меня разочаровал, – сказала кукла. – Ты разочаровал меня до глубины души. Если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием «жизнь» нет никакого смысла. Тогда почему тебе не соскочить прямо сейчас с этой полки и не разбиться на миллион кусочков?"
(О, как прекрасна эта мудрая антикварная кукла - Татьяна Весёлкина).

О том, как это больно - надеяться и позволять себе во что-то верить.
"За тобой кто-то придёт, за тобой кто-то придёт, за тобой кто-то придёт..."

Придёт маленькая девочка (Глаша Матюхова), и обнимет игрушечного Эдварда (который раза в два её больше), и закружится с ним по сцене.
И придёт её мама (Женя Белобородова). И уронит сумку.

Взрослая Абилин. Которая сдержала обещание - любить Эдварда, сколько бы ей ни было лет.
И они с Эдвардом-Панченко будут смотреть друг другу в глаза.
И возьмутся за руки.
И пойдут к звёздам.

"Однажды жил на свете кролик, который танцевал в весеннем саду вместе с дочкой той девочки, которая любила его в самом начале его жизни. Танцуя, девочка кружила кролика по лужайке. Иногда они кружились так быстро, что даже казалось, будто у них есть крылья и они летят.
Однажды жил на свете кролик, который в один прекрасный день вернулся домой".


Простите меня, я опять реву.
На самом деле я и над книжкой вот на этом месте плакала.
Но всё-таки книжка в целом мне показалась чересчур назидательной.
А спектакль - нет. Хотя практически слово в слово, но там этого нет.
Там есть что-то другое, какая-то удивительная искренность, которая дороже любой назидательности.
Там искренние живые чувства, настоящие, пусть речь и идёт о фарфоровом кролике.
И разве может история кончиться счастливо, если в ней нет любви?
В "Кролике Эдварде" она есть.
Icegry
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 13:17

Re: Кролик Эдвард

Сообщение Lyra » 11 апр 2016, 13:53

О премьере.

Начну с конца: это был первый детский спектакль, после которого я вышла с дрожащими руками, заплаканным лицом и смешанным чувством радости и бесконечной грусти.

«Кролик Эдвард» вернул меня в мои десять лет, когда моё детство, по сути, закончилось.
После спектакля мне хотелось просто побыть в тишине, помолчать. А в идеале – долго-долго смотреть на звёздное небо, которого в Москве не бывает даже в ясную погоду…

Я очень благодарна РАМТу (бесконечно любимому) и Рузанне Мовсесян за то, что взялись перенести книгу Кейт ДиКамилло на сцену. Это действительно нужная история. Важная для детей и, возможно, ещё больше – для взрослых!

Это история фарфорового кролика – сэра Эдварда Тюлейна, которого волею судьбы из прекрасного дома на Египетской улице забрасывает глубоко на морское дно, где он провёл много месяцев, уткнувшись мордочкой в песок. Он побывал и на свалке, откуда не видны звёзды.

Он попадает в дом к рыбаку и его жене, которые полюбили его, как родного ребёнка. И в хижину к двум маленьким детям, где он стал главной радостью умирающей девочки.

Куда бы ни попадал Эдвард, он становился любимцем. Но ему необходимо было пройти это удивительное приключение, полное невзгод и утрат, чтобы самому понять, что же такое ЛЮБОВЬ!
И осознать, что любовь может причинить боль, что открытое сердце может разбиться.
И самому переродиться из осколков.

«Оживляет» кролика Виктор Панченко, который стал для меня настоящим открытием. Тут он совершенно для меня непривычный, но в то же время - эта роль идеальна для Панченко. И Виктор прекрасно передаёт суть своего персонажа – фарфоровая сдержанность и восхищение самим собой в начале истории. Какой же он трогательный, когда фарфоровое сердечко Эдварда начинает биться. Когда он впервые произносит имена людей, которые ему дороги. И совершенно рвёт душу Эдвард-Панченко в финале.

- Меня любила девочка, которую звали Абилин. Меня любили рыбак и его жена, меня любили бродяга и его собака. Меня любил мальчик, который играл на губной гармошке, и девочка, которая умерла. Не говори со мной о любви, – сказал он. – Я знаю, что такое любовь.

В «Кролике Эдварде» каждая актёрская работа заслуживает внимания, даже маленькие эпизоды, и написать про них можно очень многое. Но именно Сергей Печёнкин разбередил мою душу.

Да, я знала сюжет, я читала книгу и плакала в тех же местах. Да, Брайс стал моим любимым книжным персонажем - столько в нем силы духа, любви, трепетности и самоотречения.

Сколько искренности и отчаяния в игре Сергея, что слёз уже было не остановить.
Колыбельная для Сары-Рут, загадывание желания на падающую звезду, боль потери любимой сестрёнки и прощание с Эдвардом – единственным напоминанием о ней.

Он отказался от тебя ради того, чтобы ты ожил. Вообще-то он потряс меня до глубины души.

Вообще во втором акте в нашем углу резко повысилась влажность, достигнув в финале какой-то критической отметки. И я была не исключением, ведь в этом спектакле очень многое оказалось про меня. Он открыл маленькую дверцу в уголке моего сердца, которая была закрыта многие годы, и дал выход тем непролитым слезам.

И я плакала, потому что разделяю горе Брайса.

Я плакала от красоты ослепительно звёздного неба! И тот, кто иногда поднимает глаза к звёздам, увидит, что оно настоящее! Что там есть абсолютно все созвездия: Полярная звезда (если знаешь, где она, тебе всё нипочём, никогда не заблудишься) и обе Медведицы, Персей, Андромеда и Пегас.. Не знаю как остальным, но мне звёзды помогают почувствовать себя менее одинокой в самые отчаянные минуты. Их присутствие и свет успокаивают и внушают надежду.

Я плакала от чистоты мелодии вальса Абилин и оттого, что в один прекрасный день кролик вернулся домой.
Аватара пользователя
Lyra
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 11 апр 2016, 13:34


Вернуться в Спектакли текущего репертуара



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 3

Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group • Русская поддержка phpBB
Theme created by StylerBB.net
cron