О премьере обновлённого "Эраста Фандорина".
Принципиально решила никого ни с кем не сравнивать или по крайней мере постараться свести сравнения к минимуму. Однако совсем без них не получится, особенно там, где, как мне показалось, имеет место разная трактовка ролей.
Обновлять состав "ЭФ" было пора уже года три. В последний раз на спектакле я была чуть меньше двух лет назад, и большую часть времени мне было откровенно скучно, радовали только Розовская и Бобров (хотя признаваться в том, что радует Бобров, в то время было неловко). Правда, как именно обновлять - непонятно, второго Фандорина в труппе я не видела, так что решила, что спектакль в конце концов просто снимут с репертуара.
Однако было принято решение продлить спектаклю жизнь, и, судя по тому, что я наблюдала вчера, решение удачное.
По крайней мере мне было интересно практически как в первый раз

"Эраст Фандорин" вновь обрёл энергию, темп (!), задор - и хорошо бы всё это сохранить и приумножить.
Неожиданным был ввод Ольги Гришовой на роль Эммы Пфуль при сохранении в составе Елены Галибиной. Тот случай, когда без сравнения не обойтись, уж больно разные получились бонны - и то, что играет Галибина, мне кажется интереснее, за её фройляйн Пфуль чувствуется история, её персонаж не просто комичен, а трагикомичен, это вообще чуть ли не самый яркий эпизодический персонаж "Эраста Фандорина".
Впрочем, это не означает, что Гришова играет хуже. Просто она играет совершенно другое. Её фройляйн Пфуль суховата, авторитарна, с хорошо поставленным голосом - настоящая воспитательница. К Фандорину она никакого женского интереса не проявляет - просто максимально подробно отвечает на вопросы, зная, что таков порядок, и деловито зовёт засмотревшуюся вслед юноше Лизу домой.
В роли Амалии Бежецкой я со своего первого "ЭФ" мечтаю увидеть Уварову, но пока не судьба - вчера играла Тараторкина. И, надо сказать, неплохо. Правда, в первом действии я в ней Амалии не видела - да, она очень красива, но никакого вам магнетизма, никакой власти над шлейфом из мужчин, что в ней нашёл Фандорин - более чем понятно, а вот в то, что её боится Зуров - уже не верится. Зато во втором действии Тараторкина сыграла ярче (надо сказать, что и у Амалии сцены там выигрышнее), особенно здорово вышла Бежецкая-призрак - "где мой пакет? я за него Азазелю душу продала!"
Но по-настоящему порадовали Зуров, леди Эстер и сам Фандорин.
В угадайке про новый состав "ЭФ", помимо Уваровой, мне удалось угадать именно их.
Подставить на роль леди Эстер Наталью Чернявскую мне пришло в голову, когда я попала в точку с Нелли Уваровой - а почему бы и нет? Чернявская явно больше не будет Амалией и при этом вполне может остаться в спектакле. Её леди Эстер, конечно, будет существенно моложе и энергичнее, чем мы привыкли... но почему бы и нет?
Леди Эстер вышла прекрасная. Мне всегда чего-то чуть-чуть не хватало в Амалии Натальи Чернявской - того же самого магнетизма, что ли. Но именно этот магнетизм в избытке присутствует у её леди Эстер! Это потрясающе красивая женщина, умеющая пользоваться своей красотой, которая в состоянии научить этому и своих воспитанниц. Но красота и женское обаяние - не единственное оружие леди Эстер. Она умна, проницательна, ловко манипулирует собеседником, быстро принимает решения; она отличная актриса, умеющая казаться мягкой и положительной (эдакая учительница младших классов), имея при этом холодный рассудок и железный стержень внутри; она быстра, но не тороплива, она очень хитра... и, разумеется, она и не подумала взрываться в своём потайном "схроне", выпустив Фандорина, такая женщина не будет сидеть и ждать смерти, жизнь для неё явно не закончена - и, конечно, она в состоянии убежать через какую-нибудь потайную дверь.
Пожалуй, в первом действии мне немного не хватило в Чернявской именно "училки", какой я представляю леди Эстер, и быстроват казался темп речи. Но во втором действии это было идеально. Отличная леди Эстер, просто отличная.
Зуров у Павла Хрулёва был просто чумовой, бомбический, понравился мне решительно больше всех и - страшную вещь скажу - местами понравился больше, чем Зуров Исаева. Не потому, что играл лучше - а потому, что то, что он играл, было мне ближе, понятнее и симпатичнее.
Тут снова не получится без сравнений.
Чем же мне так понравился Зуров Хрулёва? Тем, что он... друг. Такой, что я верю в их дружбу с Фандориным. Все известные мне Зуровы - не только Исаев - при всём своём тёплом отношении к Фандорину занимали по отношению к нему позицию "сверху", покровительственную, даже подавляющую иногда.
Этот Зуров другой.
То есть вначале-то он такой, как мы все привыкли. Но до чего интересно наблюдать за его эволюцией отношения к Фандорину! В какой момент он обратил внимание на этого мальчишку, в какой момент он начал ему нравиться? Не в тот ли, когда кинулся заступаться за Ахтырцева, чего не стал бы делать никто из "шлейфа" Бежецкой?
И когда Фандорин появляется в доме Зурова, когда садится с ним играть и выигрывает раз за разом - Зурова это не раздражает. Он с возрастающими интересом и симпатией следит за юношей и провоцирует его (сказала бы даже - "троллит") - а что ты будешь делать сейчас? Сможешь ли выиграть? Ух ты, а второй раз? А третий? А если я с тобой так? Ничего себе, ты меня на дуэль вызвал? И застрелиться не испугался? Парень, ты мне нравишься. Давай дружить.
Это дружба, предложенная с подкупающей искренностью и совершенно на равных. "Я очень не хочу, чтобы ты на меня обижался, Эразм. Ну что мне сделать, чтобы ты меня простил? Понимаешь, мне скучно!"
Мальчишка немногим старше Фандорина. Да, хвастун, павлин, задира - но не старший, не главный, не командир. Равный. Друг.
Ну а ещё он очень добрый и хороший на самом деле, но этим как раз все Зуровы отличаются

Сцена на пристани была отличной, яркой и эмоциональной - а ещё в неё добавилось тепла и заботы; орут на Фандорина теперь меньше, а заботятся о нём больше.
И мало что понявший в происходящем Зуров тем не менее искренне желает Фандорину удачи

Чрезвычайно удачный образ, яркий, харизматичный - и тёплый-тёплый.
Однозначно принимаю, я в этого Зурова даже влюбилась немного - и, кстати, верю, что влюбилась и Бежецкая.
Ну и, наконец, Фандорин.
Михаилу Шкловскому явно пришлось тяжелее всех - конечно, всем пришлось делать свои образы не с нуля, а с оглядкой на предшественников, но такого жуткого давления авторитета предыдущего исполнения роли, наверное, не испытывал никто (ну может быть, Хрулёв). Очевидно было, что будут сравнивать, причём в любом случае не в пользу Михаила, будет ли он похож на Петра Красилова или категорически не похож. А учитывая то, что роль Фандорина чуть ли не наполовину строится на пластике, изрядная часть движений - поставленная хореография...
В общем, мнения могут быть разные. Я считаю, что Михаил справился.
Конечно, в первом действии в его Фандорине мне не хватало изюминки и какой-то индивидуальности - но для появления изюма в роли артисту нужно время, которого у Михаила не было! А уже во втором действии в Фандорине нет-нет да и начало проявляться нечто, что окончательно убедило меня в том, что своего героя Шкловский найдёт. Совершенно своего оригинального Фандорина. Мне кажется, я уже его вижу - наверное, не такого лёгкого и гибкого, наверное, более угловатого, порывистого и отчаянного, совсем мальчишку, резко повзрослевшего и чуть ли не постаревшего к концу, мальчишку, который хотел ловить Кардудалей и оказался не готов к столкновению с настоящим Злом - но выдержавшего это столкновение и нашедшего свой путь.
Очень мне понравился танец Фандорина и Лизы - настоящая живая эмоция, настоящее чувство, история, которая будет иметь продолжение, вопреки смерти - то, что Лиза будет сопровождать Эраста всегда, очень ярко считывалось.
И великолепен, страшен и прекрасен был финал - после взрыва Фандорин появляется, постаревший лицом лет на двадцать, но рука его, сжимающая пистолет, тверда. Уверенным жестом он прикладывает дуло сперва к виску, затем к сердцу - решение о самоубийстве принято.
Но в левом кармане, у сердца, лежит то самое письмо, из-за которого он отдал роковой свёрток Лизе.
Фандорин читает письмо. Звучит голос леди Эстер.
Сегодня воистину прекрасный день, мой мальчик.
Фандорин бежит. Сперва бег его неровен, лицо кривится от рыданий - но постепенно бег выравнивается, а лицо принимает мрачно-сосредоточенное выражение.
Он выбирает жизнь. Жизнь, чтобы бороться со злом, пусть даже ему не будет конца.
Золотое "Что это было" в этот раз переименовывается в рубиновое "Выкрутились", потому что в критический момент у Бриллинга не выстрелил пистолет, а Каннингем-Бобров уже успел выкрикнуть: "Don't shoot!" - и упасть. В какой-то момент я даже испугалась, что выход не будет найден - Каннингем отползал к кулисе, пытаясь тянуть время, но пистолет всё не стрелял и не стрелял... Выстрелил Бриллинг в итоге уже практически в кулису - и тут надо отдать должное мастерству Редько, который, обернувшись к сдержанно хихикающему залу, моментально, одним выражением лица вернул всех в полагающееся для этой сцены душевное состояние. Финальный монолог Бриллинга и его гибель были встречены гробовым потрясённым молчанием.
Зал был очень тёплым и доброжелательным - и не только потому, что было много "своих", в моей области партера, например, была масса людей, которые не только не видели спектакль, но и книгу не читали. Впервые на моей памяти убийство Ахтырцева вызвало более бурную реакцию, чем выстрелы и взрывы (Доронин, кажется, вообще первые аплодисменты сорвал после монолога в трактире).
Аплодировали стоя - и хотя кто-то не примет "Эраста Фандорина" в новом составе, но, как мне кажется, спектакль действительно продолжит жить и влюблять в себя зрителей.
Я вот, например, снова на него хочу - а ведь два года назад считала, что насмотрелась, переросла, надоело.
Но теперь - я хочу посмотреть, как будет расти Фандорин Шкловского, я хочу ещё и ещё раз увидеть Зурова и леди Эстер, я хочу увидеть Амалию Бежецкую Нелли Уваровой...
Я хочу, чтобы этот спектакль жил.