Мимишка » 02 апр 2015, 21:03
спектакль 23 апреля 2014 года
роман прочитала еще на следующий день после того первого, о котором писала на прошлой неделе... после него он произвел на меня впечатление, но, быть может, не такое яркое, не такое бьющее наотмашь, или уже чувства притупились после первого потрясения... вообще начала этого автора читать именно из-за "Ничья длится мгновение", чтобы сегодня на спектакль в любимый РАМТ прийти уже подготовленной...
сегодня как-то все смешалось в конечном счете...
детский восторг от того, что и сцена, и зрительный зал находятся на сцене... покупала билеты неделю назад, поэтому мое место находилось уже в 7, последнем ряду, а сзади конец сцены и темнота кресел целого зрительного зала, туда прямо тянуло... завораживающе...
а впереди сцена, где 7 шахматных досок и идет партия, цена которой - жизнь - жизнь или того, кто проиграет, или тех, ради кого он выиграет... именно поэтому ему нужна ничья... тогда все будет правильно... тогда все останутся живы, или нет?...
вообще вся эта история - история еврейского гетто в Литве... на самом деле не важно где, ведь отличий собственно и нет...
судьба целого народа на примере одной семьи, семьи Авраама Лимпана, в которой было 5 дочерей и 2 сына...
одна дочь погибла за партитуру "Жидовки", ей было важно, чтобы кто-то встал в конце генеральной репетиции и сказал - вот она, та опера, которую мы хотели поставить... поэтому она пошла за ней в город, а потом отдала жакет со звездами... и все...
другая - задушила двух младенцев - своего и того, которого родила соседка по палате... потому что только им и еще 8 девушкам разрешили родить... потому что это были опыты по искусственному оплодотворению, это были не их дети... это были дети немцев...
еще одна... отказала тому, кто бы мог ей помочь, никому не отказывала, а вот ему отказала, дала пощечину и сгинула...
сын не смог противиться надсмотрщику, не смог бороться, промолчать, где хранятся боеприпасы, кто их проносит в гетто... но... надсмотрщик дал ему время все узнать... он все узнал, а еще нашел себе место, укромное место, где повесил крюк и веревку с хорошей петлей...
еще одна дочь погибла под обстрелом немцев, обороняя партизан... погибла рядом с мужчиной, с которым прожила рядом два месяца и который только с последним вздохом сказал, что любит ее...
самой младшей было 9 лет... она никогда не жила в гетто, ее забрали к себе бездетная семья литовцев, любили ее, баловали... и вот, после 15 лет супружеской жизни у них родилась своя дочка, а через две недели пришли немцы... и повесили всех, кроме новорожденной... они помогали евреям - так гласили таблички, висящие на трупах на главной площади города...
а новорожденную спас Авраам Липман, отдал ее той, что была соседкой по палате его дочери в роддоме... она сопротивлялась, кричала, потому что видела белые волосы, светлые глаза, узкий нос, но ее заставили, а потом Авраам Липман сел и рассказал ей историю про своих детей, из которых остался только сын Исаак...
тут надо сказать, что Авраама Липмана просто обязан был играть Илья Исаев, это какое-то мистически верное решение... вся боль, вся горечь в нескольких слов, в буквально паре фраз за весь спектакль, но ты все чувствуешь в одном его образе... и слезы... слезы появились только в этот момент...
вообще постановка... не знаю, как сказать, не читай я произведение заранее, может быть было бы иначе... там ОЧЕНЬ хорошие актерские работы у Ильи Исаева, у Нелли Уваровой, у Александра Гришина - вот мерзкий же тип у него получился... у Кривощапова Дмитрия... но в целом... как-то рассыпалось все... но там были сцены, когда я судорожно вытираю слезы, поэтому я советую сходить на этот спектакль, чтобы составить собственно мнение... мне, наверно, не хватило в спектакле книги... не хватило нескольких историй, не хватило - самое главное - всей истории Исаака, его взаимоотношений с Эстер, с Янеком - это все зарисовками на общем фоне случилось... а мне казалось это важным...
вообще с геноцидом еврейского народа связано столько, что я видимо уже на каком-то внутреннем уровне автоматом отключаю эмоции, поэтому на многие вещи могу смотреть сухими глазами, но порой, что-то совершенно незначительное выбивает из колеи и ты уже рыдаешь в три ручья... и в книге, и в спектакле есть один такой эпизод...
в гетто запрещены цветы... и Исаак решает пронести, идя из лагеря с работ, небольшой букет ромашек для Эстер, ей нравятся цветы, а еще она явно хочет погадать на ромашке, поэтому нужны именно ромашки... он договаривается отбиться от колонны, собирает маленький букет и идет... ему не удается их пронести раз, его высекают, не удается пронести два, три-четыре, не важно... и вот, когда он получает 14 ударов плетью... он встает со скамьи, движется домой и тут к нему начинают подходить мужчины и доставать каждый из-за пазухи одну ромашку, всего одну, но мужчин много и вот уже набирается целый большой-большой букет, который Исаак подарит Эстер... в книге он его именно подарит, а она посадит ромашки в кадку и, конечно, будет на них гадать... а в спектакле их выбросит Шогер, но так нельзя поступать, нельзя отбирать у людей надежду, ведь ромашки - это лучик солнца, лучик надежды... только такими радостями и удавалось выжить - постановками опер, обороной людей, верой в свою жизнь, свою правду, вот в такие вот ромашки.... и в то, что одна жизнь не стоит нескольких сотен, пусть даже эта жизнь и твоя...
"Ты думаешь, что гетто - только в гетто, - говорит мне Янек. - Напрасно ты так думаешь, Изя. Там, дальше, - тоже гетто. Только и разница, что наше гетто огорожено, а там - без ограды".
"Я говорил Изе, что гетто - не только в гетто, оно везде. Может быть. Но на самом-то деле гетто отгорожено, а вокруг города нет никаких оград".